Основы Безопасной Жизни Муравьиного государства

Необыкновенные истории в жизни любого из нас могут начаться очень просто и незаметно. Идет, например, человек, по своим делам, думает о чем- нибудь простом и привычном, и вдруг…бац!…началось! И так закрутит- завертит, что он и опомниться не успевает, как уже становится участником необыкновенных событий. А когда все благополучно завершится, то с удивлением замечает, что он стал как будто другим. Изменилось не лицо или тело, – изменились мысли, чувства, отношение к себе и другим людям. Даже мир вокруг изменился – стал сложнее, но интереснее.

Вот такая необыкновенная история и случилась с мальчиком Витей, учеником 5б класса одной из школ города Тюмени. Он рассказал обо всем, что с ним произошло, своим друзьям и одноклассникам, те – своим друзьям… Таким путем эта удивительная история дошла и до меня. А я пересказываю ее вам, ученикам и ученицам других школ. Думаю, что у вас тоже есть друзья и одноклассники, которым будет интересно узнать что-то новенькое…

Эта история случилась с ним в сентябре, в самом начале учебного года. Витя шел, не торопясь, по дорожке через парк, в школу. Настроение у него было хорошее: в портфеле лежали аккуратные тетрадки и дневник, в которых еще не было ни одной плохой отметки. Его настроение не омрачала даже контрольная по математике, которая будет на втором уроке. Витя заранее приготовился ко всем трудностям как следует. Накануне вечером он взял у папы его новенький калькулятор, чтобы посчитать трудные примеры. Вите так понравился этот умный помощник, который знает и выполняет все правила математики, что он решил его взять с собой и на контрольную работу.

Хорошее настроение Вити поддерживала и природа. В голубом небе ярко светило солнце и согревало своими лучами все вокруг.

Деревья и кустарники в парке играли с осенним ветерком – они шелестели листвой и качали ветвями. Клумбы украшали яркие, душистые бархатцы. Стайки воробьев порхали на дорожках парка и весело чирикали. Мысли в голове Вити тоже становились легкими и игривыми, как ветерок:

-Зачем забивать себе голову разными науками и учиться в школе столько лет? Нажал на кнопки калькулятора и – раз, все готово! Еще бы такой приборчик достать, который может подсказывать, как надо правильно поступать в жизни – и все: учиться нигде, ничему и никогда не надо! Гуляй, играй весь день напролет – все ответы на все вопросы уже лежат в твоем портфеле!

Так он шел по дорожке парка – радуясь солнцу, ветерку, чириканью воробьев, собственным мыслям… Но тут его внимание привлек большой куст, который рос в стороне от дорожки. Под этим кустом был муравейник. Витя и раньше его замечал, но обычно спешил в школу и не мог рассмотреть это муравьиное царство-государство. Но сегодня времени в запасе было много, и он решил все изучить, как следует.

Витя подсел к муравейнику, наклонился над ним и начал рассматривать его многочисленных жителей. На поверхности муравейника жизнь кипела ключом: все шуршало, шевелилось и двигалось одновременно во всех направлениях! Витя смотрел на это муравьиное столпотворение и думал:

-Ну, точно, как в школе на переменках! Теперь я понимаю, почему наш директор, Нина Павловна, иногда называет школу настоящим муравейником!.. Интересно, а у муравьев есть директор муравейника? А дежурные?.. Наверное, нет! Зачем нужны муравьям правила поведения? Правила и запреты только люди придумывают, чтобы можно было детьми командовать… Вот у кого жизнь действительно вольная – у муравьев: куда хочу, туда и ползу, что хочу – то и делаю!

Ни уроков тебе, ни контрольных, – красота! Вот бы пожить такой вольной жизнью хоть денечек! Интересно, а во сколько раз я должен уменьшиться, чтобы стать ростом с муравья?

Вите очень захотелось найти ответ на этот вопрос. Он достал из портфеля папин калькулятор и стал делать расчеты. Он знал точно не только свой рост, но и вес, потому что весь их класс недавно проходил медицинский осмотр.

-Так, мой рост 142 сантиметра. Если я уменьшусь в 10 раз, я буду как муравей?.. А если в 50 раз? А сколько я при этом буду весить?.. А цифры, которые получились в ответе – это граммы или килограммы?..

Витя делил свои сантиметры и килограммы на разные числа, но все ответы в примерах получались не такие, как было нужно.

  • Нет, таким большим я в муравейник не попаду – наверное, буду для них как слон! Что же делать, как найти нужное число для деления?..

Витя начал нажимать подряд все кнопки на калькуляторе – вон их как много, ведь для чего-то они нужны? Цифры в окошечке стали очень быстро меняться, мелькать, перемигиваться…

  • Так, наверное, в машине времени бывает, а у меня как будто «машина размеров» будет, и я сейчас стану маленьким, как муравей…

И тут случилось то самое «бац!», с которого начинаются все необыкновенные истории. То ли Витя нажал не те кнопки, то ли мудрый ворон каркнул над ухом в самое подходящее время, но мир вокруг дрогнул и начал стремительно меняться. Г олова у Вити закружилась, и ему показалось, что он начал падать или куда-то лететь… Пропал щебет птиц, запах травы, свет солнца…

Очнулся Витя оттого, что его кто-то тормошил:

  • Ну что ты развалился? Вставай, кто не работает, тот не ест!

Витя открыл глаза и увидел, что он находится у основания огромной горы. Вокруг него суетилось множество странных великанов. Некоторые из них ползли в гору с поклажей, другие спускались вниз. Витя очень испугался при виде этих великанов, даже сердце в пятки упало.

  • Ой, мамочка, где это я, что это со мной случилось? Или я сплю и вижу страшный сон? И почему мое тело стало каким-то странным, а ног так много!?

Но никто из великанов, окружающих Витю, ему не угрожал, поэтому он немного успокоился, начал осматриваться и вспоминать все, что произошло за последнее время.

  • Вот это да! Это же муравьи, и я среди них! Значит, получилось! У меня действительно была «машина размеров»! Здорово, я все-таки стал муравьем! Теперь я смогу рассмотреть их муравейник изнутри собственными глазами. Вот удивятся ребята, когда я им об этом расскажу!

И он стал с интересом смотреть по сторонам. Вокруг него кипела бурная жизнь:              все торопились по своим делам, выходили или заходили в

многочисленные коридоры, что-то несли, катили, тянули, размахивали лапками и усиками…

  • Да, права наша Нина Павловна. Это не муравейник, а школа какая-то на переменке! Тьфу ты, совсем наоборот надо было сказать!.. Ну, если эти два места так похожи между собой снаружи, то, наверное, и внутри тоже будет что- то одинаковое.

Витя решил расспросить обо всем у кого-нибудь из муравьев. Он посмотрел вокруг, пытаясь найти подходящего для себя товарища. Ему понравился один сильный муравей, который тащил большую, тяжелую ветку. Витя решил помочь ему, а заодно и познакомиться.

  • Привет! Давай помогу тебе донести эти дрова!
  • Будь свободен и здоров, незнакомец! Ну что же, помогай! Только что это такое «дрова»? Это где так вкусные зимние заготовки называют? Наверное, в каком-нибудь дальнем муравейнике? А ты странный какой -то – не похож ни на кого из нас. Что-то я тебя раньше никогда здесь не встречал. Ты в каком секторе муравейника живешь – в западном или восточном?
  • Я действительно из другого муравейника, который называется средняя школа. Мой сектор – 5б класс. Давай познакомимся! Меня Витя зовут, а тебя?
  • А я муравей Фуражир. Я ищу корм, собираю его и приношу в общественные кладовые. А что ты делаешь в своем муравейнике?
  • Я … я тоже ищу, но только знания и собираю их в свои собственные кладовые – память. Расскажи, а как у вас в муравейнике – хорошо живется? Что хотите, то и делаете? И никаких запретов и правил нет?
  • Да ты что такое говоришь? Ваш муравейник-школа совсем еще не развитый или только ваш сектор такой примитивный? Как может жить общество без правил, без прав и обязанностей для каждого своего муравья? Общественные законы и правила – это основа всего: мира, благополучия, и справедливости. Если этого нет – наступает разруха, голод, упадок муравейника. Разве вы этого не изучали в своей школе взрослой жизни?
  • Как, у вас еще и школа есть, да не средняя даже, а уже сразу же взрослой жизни?!

Да, тяжелый случай с тобой, Витя! Но ничего, считай, что тебе повезло, раз попал в наш муравейник. Поможем, не дадим пропасть. У нас есть чему поучиться. История нашего муравейника богатая и мудрых старцев много. А у меня сегодня как раз контрольная по предмету «Друговедение».

Вот и поможешь мне сделать ее правильно, а заодно и сам кое -чему научишься. Как только все необходимое для себя узнаешь – отпустим в твой муравейник-школу обратно.

При этих словах муравья Фуражира голова Вити опять закружилась, в глазах его потемнело, он зашатался и чуть не упал, хорошо, что держался за ветку – «зимние заготовки». Он шел за Фуражиром, не чувствуя своих многочисленных ног и с тоской думал:

  • Кошма-а-а-р! В каком-то муравейнике меня истории обучать собираются, да еще муравьиного старикашку слушать придется! Свою контрольную еще не сделал, а тут какое-то «Друговедение» навязывают!..

Наконец Витя и Фуражир притащили свой тяжелый груз к нужному коридору и передали его в лапки дежурных муравьев. Витя хотел немного передохнуть – он не привык к таким физическим нагрузкам и очень устал. Муравей тоже заметил усталость своего нового товарища, но отдыхать ему не позволил и сказал:

  • Если есть усталость от физического труда, значит, пора переходить к другой деятельности – умственной. Такая перемена – самый лучший отдых. Пойдем к нашему мудрецу, побеседуем о жизни! Можешь задавать ему свои самые трудные вопросы – он все сложное сможет объяснить просто и понятно.

И они пошли по склону горы-муравейника искать мудреца, быстро перебирая своими многочисленными ножками. Идти им пришлось не долго – на сухом бревнышке, недалеко от входа, сидел и грелся на солнышке «старый муравей».

  • Будь свободен и здоров, дедушка! – поприветствовал его Фуражир. Хотим побеседовать с тобой об уроках и законах общественной жизни. Это мой новый товарищ Витя, он из муравейника, который называется средняя школа.

Муравьиный мудрец действительно был очень старым на вид. Но его глаза были ясными, лучистыми и добрыми.

Этот старый муравей долго рассматривал Витю, а потом сказал:

  • Я знаю эту особую породу муравьев, к которой принадлежит твой товарищ. За долгую жизнь я несколько раз с ними встречался. Они приходили к нам в муравейник, чтобы изучить законы его жизни, узнать о наших друзьях и врагах. Они говорили, что эти знания им нужны, чтобы лучше понять свой громадный муравейник, который называется человеческое общество. Они часто повторяли слова какого-то своего мудреца: «Чтобы познать большое, сначала нужно познать малое». Я думаю, что твоему новому товарищу тоже захотелось узнать что-то очень важное для себя и своих друзей, поэтому он и оказался у нас. Мы должны ему в этом помочь. Спрашивай, Витя, я внимательно слушаю твои вопросы!

Слова мудреца вызвали в душе Вити большое волнение. Муравьиный старец знает о человеческом обществе, и он узнал в муравье-Вите его представителя! Удивление было настолько сильным, что в сознании мальчика пропали границы, которыми отделяется человек от всего мира мудрой природы.

«Действительно, разговор может получиться очень полезным. Но что же такое важное у него спросить?» – с волнением думал Витя. И тут он вспомнил слова своих родителей о том, что самое главное для всех людей – это здоровье. Действительно, когда люди встречаются, то всегда желают этого друг другу: они говорят: «Здравствуйте!» Но в муравейнике это приветствие звучало как- то по-другому: «Будь свободен и здоров!» Вот об этом приветствии и решил спросить Витя у муравьиного мудреца.

– Да, это самые главные слова в нашем муравьином языке. Молодец, Витя, ты умеешь внимательно слушать!

Приветствие «Будь свободен и здоров!» появилось у нас не случайно. Это результат горького опыта, больших испытаний и трудов всего муравьиного народа. Слушай внимательно мои слова и запоминай все, что я тебе расскажу!

Наше муравьиное общество всегда жило по законам братства и справедливости. Каждый трудился по силам, имел свои права и обязанности перед другими. Поэтому наш муравейник был сильным и богатым, а мы все жили счастливо и дружно. У нас росло здоровое, сильное молодое поколение, которое приходило на смену старикам. Воины и охранники зорко следили за безопасностью нашей жизни. Благодаря их бдительности никто из врагов не мог нанести никакого вреда муравьиному обществу.

Но не все хотят жить и кормиться плодами своих трудов. Есть и такие, которые не хотят трудиться, а ищут способы, как бы поживиться за чужой счет. Проникают такие хитрые бездельники в муравейник, живут там и даже откладывают свои яички. Но когда исчезают запасы пищи в кладовых хозяев – они уходят в поисках новых жертв. Через какое-то время из яичек появляется в муравейнике их прожорливое потомство и разоряет несчастных хозяев полностью. В нашем мире таких коварных насекомых – тунеядцев зовут ЛОМЕХУЗАМИ.

Вот такие враги счастливой и свободной жизни и напали в прошлом на наш муравейник. Их нападение началось очень хитро и незаметно. Сначала они стали предлагать нашим охранникам попробовать разные жидкости в банках и дымящиеся палочки. Ломехузы их всячески расхваливали, рассказывали о них разные истории.

Некоторые охранники поддались на эти хитрости, начали брать эти банки и палочки и пробовать: кто из любопытства, кто-то не смог отказаться, а некоторых ломехузы обманывали, как глупых, неразумных детей.

Коварные ломехузы знали, что вещества, которые содержатся в этих жидкостях и вонючих палочках, отравляют не только тело, но и сознание муравьев. Именно поэтому они так настойчиво их всем и предлагали.

Отравленные, пьяные охранники забыли о своих обязанностях и пропустили врага в родной дом. Так ломехузы стали расползаться по всему нашему муравейнику: по улицам, коридорам, кладовым, детским комнатам… Всем встречным муравьям они давали свое коварное зелье. С той поры в муравейнике началась совсем другая жизнь – пьяная, безобразная, голодная… Только ломехузы толстели, откармливаясь нашими запасами. Они отложили в нашем муравейнике и свои яички. Яички ломехуз по внешнему виду очень похожи на муравьиные, и наши няньки ухаживали за ними, как за собственным приплодом.

  • Я знаю о таком явлении, – вступил в разговор Витя. В нашем лесу есть птица кукушка. Она тоже подбрасывает свои яйца в чужие гнезда, чтобы другие ухаживали за ее птенцами и выкармливали их.
  • Именно на такое рассчитывали и наши ломехузы, Витя. Но эти подкидыши были настолько прожорливые, что наши будущие дети часто оставались без корма, слабели и погибали. Недостаток пищи, правильного ухода и воспитания приводил к болезням нашего молодого поколения, слабости их тела и духа. Запасов в закромах совсем не осталось. Работников было мало, а едоков очень много. Начались болезни, голод, разорение и нищета. Таким образом, наш муравейник начал вымирать.

Но как ломехузы могли заставить муравьев отравляться? – не выдержал и возмущенно спросил Витя. Ведь каждому должно быть понятно, что если это – отрава, значит, брать нельзя!

  • Ты прав, Витя! Трудно понять, как можно добровольно травить самого себя. Вот здесь и проявилось все коварство ломехуз. Во-первых, для того, чтобы обмануть муравьев и принудить их пробовать эту отраву, они придумали разные истории про эти вещества. В этих историях было очень много глупостей и обмана. Но ломехузы рассказывали их так часто и громко, что все муравьи незаметно выучили их наизусть. А потом начали их даже повторять друг другу. Эти истории получили даже свое короткое название – реклама. Реклама – это ложь и кривда ломехуз о вонючих, дымящихся палочках и отравляющих жидкостях. Она им нужна для того, чтобы обмануть доверчивых жителей, отобрать у них достаток, здоровье и свободу, сделать своими рабами.

Во-вторых, ломехузы устроили жизнь в муравейнике так, что все муравьи – молодые и старые, могли достать вонючие папочки и баночки всегда – и днем, и ночью. Везде, на каждом углу, стояли эти тунеядцы с бутылками, коробками и банками и обменивали свой коварный товар на муравьиные запасы.

В-третьих, ломехузы начали искать себе помощников среди муравьев. А эти предатели уже начали сочинять новую историю нашего муравейника и доказывать всем, что такой пьяной, бедной и была всегда наша жизнь в муравейнике. Молодежь, которая плохо помнила прошлое, начала верить этому обману и все больше подчинялась влиянию ломехуз. Не сразу мы, муравьи, смогли понять, что отравления этими веществами ведут к возникновению зависимости не только отдельных муравьев, но и всего нашего общества.

  • Как, вас брали в плен или в рабство? – опять не выдержал Витя. Выплюнули бы эту гадость и прогнали ломехуз!
  • Сделать это нам мешало другое коварство – коварство веществ, находящихся в баночках и вонючих палочках! Думаешь, почему ломехузы именно эти вещества так настойчиво предлагали всем муравьям? И даже множество других, еще более ядовитых, придумали?
  • Они знали какую-то страшную тайну про эти вещества и скрывали ее от муравьев?
  • Да, Витя, ты верно догадался. Ломехузы знали, что самое главное – это уговорить первый раз попробовать эти отравляющие вещества. Потом муравьи сами будут просить у них это зелье и приносить в обмен на него даже корм, отобранный у своих детей. Зависимость от отравляющих веществ развивается незаметно. Сначала она слабая, и почти никто ее не замечает, но потом становится сильной и заставляет подчиняться себе. Многие муравьи опомнились и захотели жить прежней здоровой, трезвой жизнью. Но они не могли освободиться от зависимости, и она толкала их назад, в лапы к жадным и коварным ломехузам…
  • Значит, нельзя освободиться от ломехуз, пока не освободишься от своей собственной зависимости? А какая из зависимостей самая тяжелая: от дымящихся палочек, от вонючих баночек или от сильно ядовитых веществ?
  • Все эти вещества выглядят, конечно, по – разному. Но все они коварны и опасны одинаково, потому что ядовиты как для тела, так и для сознания. Витя, есть ли в вашем мире какое-нибудь очень злое, беспощадное чудовище с одним телом, но тремя головами?
  • Да, про такое чудовище в наших сказках написано – это дракон трехголовый. Богатыри с ним всегда сражались, когда защищали родную землю от разорения!

Вот с таким трехголовым драконом и можно сравнить эти три зависимости.

Скажи, Витя, будет ли для богатыря разница в том, какая из этих трех голов его победит или возьмет в плен?

  • Нет, совершенно никакой разницы! Ведь все головы будут помогать друг другу держать богатыря в плену. Для богатыря важным может быть только одно: или победа над всеми головами сразу или поражение, если останется хоть одна из них!
  • Ты все понял и правильно рассуждаешь, Витя. Многие наши муравьи были в зависимости от разных отравляющих веществ. Со временем мы поняли, что все зависимости связаны друг с другом в общую цепь, которая может держать в плену зависимости любого. Начинается эта цепь с вонючих палочек и баночек, а закончиться может самыми ядовитыми веществами.

Только осознав эти законы, мы смогли начать спасать жителей нашего муравейника. И тогда мы обратились к великой силе солнца. Солнцем называют не только светило, которое дает нам тепло и энергию жизни. Солнцем также называют слова правды, чувство любви и свободную от всех зависимостей трезвую жизнь!

Мы взяли из наших детских комнат все яички и понесли их на дневной свет, на купол муравейника. Лучи небесного солнышка их осветили и согрели. Яички ломехуз под лучами солнца начали темнеть. Мы смогли убрать их из муравейника и таким образом спасли наше молодое поколение.

Мы начали искать слова правды о действии этих веществ на тело и сознание. Правда осветила наш разум, и мы смогли отличить знания о здоровой жизни от лживых слов ломехуз. Солнце любви согрело наши сердца – и мы помогли друг другу освободиться от тяжелого гнета зависимости. И тогда счастье, как солнце, осветило нашу жизнь.

Сейчас мы, как огромное общее богатство, храним и укрепляем трезвую жизнь каждого жителя нашего муравейника. Поэтому мы и приветствуем друг друга словами: «Будь свободен и здоров!».

Каждый из нас понимает, что его личное здоровье и свобода от всех зависимостей – основа безопасной жизни всего муравьиного государства! Запомни эту историю, Витя, и расскажи ее своим друзьям!

  • Но как эта история может помочь мне и моим друзьям? Законы в нашем человеческом обществе отличаются от ваших, муравьиных. У нас нет таких коварных жучков ломехуз.
  • Ты еще не все знаешь о своем обществе, Витя! В мире есть очень много похожих явлений. Помнишь ли ты слова вашего мудреца: «Чтобы познать большое, сначала необходимо познать малое»? В вашем человеческом обществе тоже есть свои коварные ломехузы.

Только они имеют другой внешний вид и образ жизни – человеческий. Но самые главные их приметы будут одинаковыми как у нас, так и у вас. Во- первых, они расхваливают такие отравляющие вещества, как табак, пиво и другие алкогольные жидкости, сочиняют про них лживые рекламные истории, полные глупостей и кривды.

Во-вторых, они предлагают попробовать или купить эти вещества везде и всем – и детям, и молодым, и старым, и днем и ночью. В-третьих, они придумывают разные законы и правила, которые позволяют им торговать этими отравляющими веществами, разоряя, порабощая и уничтожая целые народы.

Если ты, Витя, сможешь распознать ломехуз по их словам и делам в своем человеческом муравейнике – значит, ты понял самое главное и уже наполовину сохранен от зависимостей.

Основной закон безопасной жизни везде одинаковый – как в лесном муравейнике, так и в человеческом. Будь свободен и здоров всегда!

Муравей Фуражир и Витя сердечно поблагодарили мудреца за беседу и поучительный урок истории. Они встали с бревнышка и пошли опять трудиться – делать зимние запасы для кладовых.

Заготовки для зимних кладовых нужно было искать далеко от муравейника. А дальние походы всегда связаны с трудностями и опасностями пути в любом обществе: хоть муравьином, хоть в человеческом. Через какое-то время тропа, утоптанная многочисленными тружениками, закончилась и приятели стали пробираться по бездорожью. Вскоре Фуражир остановился и сказал:

  • Ну вот, Витя, теперь начинается наша с тобой контрольная по предмету «Друговедение». Главное ее задание – научиться делать самостоятельный, ответственный выбор и отличать настоящих друзей от ненастоящих. Если мы справимся с заданием – станем взрослее и сильнее, если нет – можем сбиться с правильного жизненного пути и пропасть.
  • Как это пропасть! ? А учителя, а взрослые – что они сейчас делают, кто несет за нас ответственность на этой контрольной?
  • В нашей школе взрослой жизни учителями по этому предмету являются все, кто может повстречаться тебе в пути. Каждая такая встреча учит делать выбор. Ответственность за этот выбор должен нести каждый за себя сам! Только так можно стать взрослыми самостоятельным!

Возмущенный Витя не стал больше спорить с Фуражиром, а задумался над его словами.

Он шел за муравьем и рассуждал о жизни:

  • Действительно, когда становишься самостоятельным, то должен уметь стоять сам. Слово так и звучит – САМО-СТОЯТЬ. Значит, стоять и самому выбирать, куда и с кем пойти. Так все богатыри в сказках делают. Стоят они на перекрестке дорог, читают надпись на камне и думают: куда пойти – направо или налево, что потерять – коня или жизнь. Странно, почему нельзя и по одной, и по другой дороге сначала сходить, а потом уже и выбрать, где лучше будет? Почему нужно всегда в уме выбирать?..

Между тем приятели нашли свежие, сочные травинки, подняли их на плечи и потащили в муравейник. Но когда они переходили по тонкому бревнышку через болотце, то увидели незнакомку и услышали, как она их окликает:

  • Привет, работяжки! И не надоело вам таскать эти тяжести? Бросайте, пора отдыхать! Я знаю такое классное место для отдыха – закачаешься! Там все самые крутые собираются. Пойдемте, я могу вам показать дорогу! Жизнь дана, чтобы веселиться, а работают пусть дураки. Мы всегда найдем таких, чтобы самим руки не марать! А если станет скучно от безделья – будем развлекаться! – при этих словах незнакомка загадочно засмеялась.

Вите это предложение очень понравилось. Действительно, сколько можно работать, пора бы уже и отдохнуть, как следует. Тем более что эта незнакомка знает классное место, где всем весело. Витя сбросил травинку с плеч и собрался уже идти с новым попутчиком. Но муравей Фуражир его остановил:

  • Витя, будь внимательным! Мы с тобой получаем урок по предмету «Друговедение» в школе жизни. Это ситуация выбора! Каждый из нас должен хорошо подумать прежде, чем он выберет направление своего дальнейшего жизненного пути.

Для этого нужно подумать о том, что ты можешь найти, а что потерять на каждом из них.

Мои родные, друзья и я сам уважаем тех, кто трудится. И мы все живем по правилам: «Делу время, а потехе час! Кто не работает – тот не ест»! Если я пойду за этим попутчиком, то потеряю не только уважение моих друзей и близких, но измениться и моя жизнь в худшую сторону. Поэтому я выбираю тот путь, который приведет меня в муравейник. Другое направление мне не нравится. Какой выбор делаешь ты, Витя?

Такие рассуждения Фуражира Витю озадачили: «Ну, дает этот муравей!

И вправду, как на контрольной рассуждает! А я что, хуже него соображаю?

И не такие примеры решал! Вот бы сюда приборчик тот волшебный, который знает, как правильно поступать… Ну, да ладно, придется своей головой думать… Насекомое, которое нам встретилось, – это ведь муха. Я ее такой большой никогда не видел, вот и не узнал сразу. Если за Мухой пойдешь – куда она может привести, в какое такое интересное и веселое для меня место?»

Витя задумался на минутку, вспоминая те места, в которых все мухи любят больше всего бывать. Выражение его лица начало постепенно меняться: сначала удивление, а потом – гримаса брезгливости…

  • Фу, не хочу туда! И веселья я такого не хочу!.. Я тоже помню правило, которое мне мама говорила: «Не ищи пути с непутевым другом». Если за таким попутчиком-Мухой пойдешь, только в грязное, вонючее место и прийдешь, а там и себя потерять можешь. Фуражир, я тоже выбираю путь в муравейник!

Хоть и тяжело идти по нему, но он ведет к добрым друзьям, новым знаниям и хорошим делам.

Приятели взяли опять свои тяжелые ноши на плечи, и пошли, не обращая внимания громкие призывы Мухи. На пути им встречалось много разных препятствий: камни, большие ветки, большие сухие бревна, но дорога не казалась им очень трудной – ведь они ее выбрали сами.

Проходя мимо каких-то больших деревьев, Витя почувствовал сладкий аромат. Он посмотрел вверх и увидел, что это не деревья, а большие цветы. В глубине их голубых лепестков кто-то копошился. Потом оттуда показалась усатая голова, присыпанная золотой пылью и ведерко, наполненное цветочным нектаром, и Витя узнал Пчелу. Пчела была озабочена своими медовыми делами, но поприветствовала муравьев очень вежливо:

  • Здравствуйте, неутомимые труженики муравьи!
  • Будь свободна и здорова, Пчелка!
  • Рада вас видеть! Не хотите ли сладким нектаром подкрепить свои силы? Угощайтесь, не стесняйтесь! Ведь это угощение нам солнышко приготовило. Заодно и отдохнете немного.

Приятели освободили свои спины от тяжелой ноши и присели немного передохнуть. Муравей Фуражир сказал, обращаясь к Вите:

  • Я хочу попробовать это угощение Пчелы и подружиться с ней. Тот, кто добывает себе пропитание честным трудом и уважает труд других – хороший попутчик на жизненном пути. Такому другу можно доверять.

Витя был согласен с Фуражиром, но тоже посчитал нужным высказать свое мнение вслух:

  • Да, судить о других не нужно не только по словам их, но и по делам. С кем поведешься, от того и наберешься…

Но мудрые помощницы-пословицы больше не вспоминались, а нектар был такой сладкий, что хотелось кушать его каждой лапкой…

  • Вот вернусь в свою школу, и все пословицы перечитаю, – решил Витя. Никогда не думал, что они так могут в жизни помочь. Не в них ли спрятан тот приборчик, который помогает людям сделать правильный выбор? Действительно, пойдешь за таким другом-Пчелой и придешь к меду, к добру. Интересно, а мои друзья в школе и во дворе – на кого похожи: на Мух или на Пчел? Надо подумать на досуге и сделать правильный жизненный выбор…

Подкрепившись и отдохнув, приятели поблагодарили Пчелку за угощение и пошли дальше. Муравейник был уже совсем близко. Но после сладкого нектара Вите очень захотелось пить. Он остановился, положил на землю свой груз и стал искать воду, заглядывая под все листочки и за стебли травинок. И удача ему улыбнулась: за одним травяным побегом он увидел большой, прозрачный шар – На этот шар упал лучик солнца, и он заиграл всеми цветами радуги. Ничего подобного Витя еще в своей жизни не видел! Он рассматривал это чудо природы с удивлением первооткрывателя…

  • Это чудо – всего лишь капелька воды!? Из таких капель получается огромная радуга в небе? Действительно, чтобы познать великое, сначала нужно познать малое! А если бы и меня вот так же можно было рассмотреть? И не только тело, но и мои мысли, чувства – интересно, что бы я смог увидеть?

С такими мыслями Витя ходил вокруг капли росы, стараясь увидеть в ней свое отображение и рассмотреть, что же там, внутри нее начинает появляться. Какой-то туман или тени?.. И в этот момент, уже второй раз за этот удивительный день, опять случилось это волшебное «бац!»…

Витина голова стала как будто прозрачной, и в ней стали видны какие-то комнаты и люди. Витя внимательно присмотрелся: его лоб стал похож на трехэтажный дом! На каждом его этаже ходили, кричали, играли, мастерили и даже ругались самые разные жители!

-Как, и тут тоже муравейник!? В моей собственной голове!? Ну и дела- а!.. То-то я никак не мог понять, почему у меня все время такая путаница происходит: хочу сделать одно, – но делаю совершенно другое, а в оправданье говорю и вовсе третье. А меня еще за эту неразбериху и ругают! Пусть бы спасибо сказали, что я при таком муравейнике в голове еще хоть таблицу умножения помню!..

Витя действительно смог увидеть таким чудесным образом свои мысли и чувства. Только все они были почему-то в виде детей, взрослых людей и даже предметов! Витя начал рассматривать своих жителей с самого нижнего – первого этажа. Там жили дети, и поэтому было весело и шумно. Они играли, пели, бегали, плакали и даже обижались не понятно на кого. Они напоминали Вите кого-то очень знакомого, которого он часто видел на фотографиях.

  • Да это же я, только ребенок! Точно, вот в эти игры я люблю играть, а это мастерить, а вот так я обижаюсь, когда мне не дают делать то, что я хочу, И кот мой любимый тоже здесь!

И действительно, на этом этаже чаще всего звучали слова: «а я хочу!», «дай мне!», «не буду!»…

  • Ну, если на этом этаже живу только Я-ребенок, то еще как-нибудь смогу разобраться с этой капризной компанией! Кто же знает все мои капризы лучше, чем я сам? Так, а здесь кто живет?

И Витя стал знакомиться с жителями среднего этажа. Там жили мальчики, очень похожие на него и даже примерно его возраста. Их было не очень много. Но они были такие рассудительные и самостоятельные! Кто-то из них мастерил, кто-то осваивал компьютер, один играл на гитаре. Мальчики спокойно беседовали друг с другом, высказывали свое мнение по разным интересным вопросам. Чаще всего на этом этаже были слышны слова: «Я сам могу…», «Я, как взрослый и самостоятельный человек», «Я так решил и могу взять на себя ответственность…», «А мое мнение такое..». Вите очень понравились эти жильцы.

  • Здорово! Вот бы таких побольше! Тогда бы точно Я-взрослым стал! Вон, какие там все умные и умелые парни! Интересно, получается можно быть Другом и Собеседником самому себе? Самому с собой советоваться, когда бывает трудно? Это же так здорово – Друг и Собеседник всегда рядом…

Но тут внизу начался такой шум и гам, что умных мальчиков со среднего этажа не стало слышно совсем. Витя даже начал сердиться на эту детвору – они не дали поближе познакомиться со всеми его Друзьями. Этот беспорядок внизу остановили жители верхнего этажа.

Они так строго начали говорить и грозить пальцем, что вся малышня быстро присмирела. Витя узнал в этих строгих жителях своих Родителей, бабушек и дедушек, а также свою любимую учительницу. Там же были и его любимые книжки и даже телевизор. Слова, которые говорили эти жители, были очень правильные: «Нельзя!», «Ты должен!», «Хорошие мальчики этого не делают!» и многие другие, похожие на эти.

  • Да, с ними не поспоришь! Все говорят правильно и так строго, что даже немного страшно делается. А вдруг я что-нибудь не так скажу или сделаю, и они меня начнут ругать?

Но как только внизу утихла шумная компания, и стало слышно, о чем говорят самостоятельные мальчики на среднем этаже, Родители тоже успокоились. Витя смотрел на жизнь этого удивительного муравейника в собственной голове и размышлял:

  • Как теперь со всеми этими мысле-чувство-жителями разобраться? Они, оказывается, все могут разговаривать друг с другом! Родители только на Детей покрикивают и грозят пальцем. А со взрослыми мальчиками так хорошо беседуют! Интересно, такие разговоры у них бывает всегда или только по праздникам?

Только он хотел расспросить об этом у мальчиков, как на верхнем этаже заработал телевизор… У него был такой громкий звук, что он заглушал слова любимой учительницы, мамы и папы, а бабушка с дедушкой и вовсе куда-то пропали… Фильмы и рекламные ролики на экране телевизора замелькали так быстро, что их трудно было понять и запомнить. Только отдельные слова и фразы долетали до слуха Вити: «Кто пойдет за «Клинским»?, «Пиво «Три медведя» – сказка для взрослых», «Давай закурим», «Если у ваших родных зависимость – не бойтесь…»

  • Что?! Как?.. Почему в моей голове есть коварные ломехузы со своей рекламой-кривдой? Как они туда могли пробраться, кто из сторожей их туда пропустил? Почему они так громко рассказывают свои лживые истории, что я даже Родителей и учителей плохо слышу? Кто отвечает в моей голове за основы моей безопасной жизни?

При этих возмущенных словах Вити жители на всех этажах тоже заволновались. Они стали говорить все одновременно. С первого этажа слышалось: «Я хочу смотреть телевизор весь день и все подряд!», «Я тоже хочу быть продвинутым, как парни на экране», «А я не буду слушать старших, буду лучше слушать рекламу»… На самом верхнем этаже беспокоились родители и учители: «Смотреть долго телевизор вредно!», «Лучше почитай книжку!». Взрослые мальчики со среднего этажа тоже оторвались от своих занятий, встали в круг и начали разговаривать между собой:

  • Смотреть телевизор весь день – неразумно и вредно, ничего полезного для себя не успеешь сделать. А так много интересных занятий вокруг!
  • Быть крутым с банкой пива – это для слабаков и повторюшек, которые ничего своего не могут придумать. Вот на гитаре научиться играть – это всегда быть на виду у девчонок. Можно и еще что-нибудь придумать оригинальное – спорт, например, хобби…

Вите очень хотелось получше услышать, о чем же говорят эти самостоятельные мальчики. Он так внимательно прислушивался к каждому их слову, что даже слегка закружилась голова… Вите даже показалось, что он и сам находится в этом кругу…

Мальчики взялись за руки, посмотрели в глаза друг другу и …тут третий раз за день случилось это «бац!»… Витя опять летел или падал куда-то… Мир вокруг быстро изменялся …

Когда Витя открыл глаза, то некоторое время даже не мог понять – в каком из миров находится он в этот момент… Витя сидел и смотрел, как в голубом небе ярко светит солнце и чувствовал, как оно согревает его лицо своими ласковыми лучами…

До его слуха долетел чуть слышный шелест листвы: это деревья и кустарники в парке играли с осенним ветерком. Они шелестели листвой и качали ветвями… Витя почувствовал знакомый запах цветов. Он посмотрел вокруг и увидел клумбы, которые украшали яркие, душистые бархатцы. Стайки воробьев порхали на дорожках парка … и весело чирикали! Витя подпрыгнул, как пружина! Знакомый, родной мир был вокруг него!

– Ура-а! Как здорово, что я сюда вернулся снова! И я превратился в мальчика! А вот мой портфель и калькулятор тоже здесь! Но не опоздал ли я в школу?

Витя посмотрел на здание школы вдалеке и увидел, что к нему со всех сторон спешат ученики с портфелями и ранцами на спинах.

  • Ну, точно, как муравейник! – с улыбкой подумал Витя, взял свой портфель и с радостью побежал в школу.

Его переполняли самые разные желания и впечатления. Во-первых, ему хотелось побыстрее рассказать друзьям эту удивительную историю о своих превращениях, о жизни муравьиного общества, Во-вторых, нужно обязательно обсудить вместе с ребятами и классным руководителем Анной Ивановной основы безопасной и радостной жизни в их общем доме-муравейнике – школе и классе.

А как здорово встать в общий круг со своими одноклассниками, взяться за руки, посмотреть в глаза и поговорить друг с другом серьезно, как Взрослым, о разных важных проблемах! Например, о таких:

  • как узнать настоящего друга и выбрать вместе с ним правильный путь в жизни, который приведет к радостному труду и счастью?
  • какие нужны правила и законы для безопасной жизни человека, семьи и общества, чтобы все были здоровы и счастливы?
  • какие есть важные, хорошие правила и традиции здоровой, трезвой и счастливой жизни в собственной семье, в классе и в своей школе, которые помогут сохранить свободу от всех отравляющих веществ?
  • как узнать по словам и поведению коварных ломехуз в человеческом обществе и научиться им сопротивляться?
  • как научиться видеть ложь и кривду рекламы и защитить свое сознание от их коварного воздействия?
  • как научиться брать ответственность за свои решения, поступки и делать самостоятельный выбор?
  • как сохранить свое свободное, трезвое сознание на всю жизнь, для того, чтобы прожить ее радостным, свободным, творческим и счастливым человеком?

Витя и его друзья-одноклассники действительно серьезно обсудили все эти вопросы и еще многие другие. Они нашли на них ответы в умных книгах, в беседах с мудрыми учителями и родителями, в дискуссиях с одноклассниками. Потому что и Витя, и его друзья очень хотят прожить долгую, здоровую жизнь, наполненную счастьем, трудом, победами и радостью!

ДРУЗЬЯ! БУДЬТЕ ВСЕГДА СВОБОДНЫ ОТ ВСЕХ ЗАВИСИМОСТЕЙ,
ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ! (сказку услышала и Вам рассказала Ольга Нодь)

0

Автор публикации

не в сети 4 недели

Тимофей Валентинов

3
Только трезвые спасут Россию ©
flagРоссия. Город: Санкт-Петербург
Комментарии: 19Публикации: 176Регистрация: 02-10-2015

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.