О клубах трезвости

Как создавать и  развивать  клубы  трезвости?

           Общества, клубы и братства трезвости Удмуртии. История и современность.

Факты истории  показывают нам, что трезвость была изначально естественным наилучшим состоянием народа России, особенно  проживающего в северных  районах страны. Удмуртия находится  в  суровых климатических условиях,  далеко от южных широт  и потребление алкоголя здесь быстрее, чем на юге  приводит к печальным последствиям.  Статистика говорит, что при понижении среднегодовой температуры на 5 градусов смертность от алкоголя увеличивается в десять раз.  Во все времена, когда жизни, здоровью  и благосостоянию народа угрожала опасность,  находились  люди, которые стремились  сделать все возможное  для спасения народа. Такими людьми, создававшими первые общества,  клубы и братства   трезвости были священники, учителя,  промышленники, верующие люди. Издавна со времени  патриарха Никона и царя Петра Первого  на территории Удмуртии и других северных, уральских и сибирских земель селились старообрядцы, которые свято   чтили  заветы Бога не курить и не быть пьяницами.  Семьи у  староверов   были большими – по 7 – 10 и более детей, избы,  дома их были просторными, мужчины рослыми и сильными, женщины красивыми.  Болели староверы редко и знали секреты народной медицины, хранили посты и  нравственный порядок.   К 1913 году в России было около 30 миллионов старообрядцев.

Россия была на 80 процентов страной сел и деревень, а в деревне пьянице  выжить долгое время почти невозможно, поэтому пьянство  в сельской местности было редкостью.   Крестьянские общины неодобрительно  относились к пьяницам, иногда выносились приговоры о том, чтобы наказывать пьянчуг публичной поркой.   Но в городах и крупных поселках, на заводах пьянство  распространялось вместе  с  развитием   капитализма.   Развращающее влияние городов, индустрия   спаивания населения поражали  постепенно и сельское население.   Откупная система продажи алкоголя приводила к тому,  что те  лица, которым за определенную плату предоставляли право на 4 года производить и продавать водку  делали все, что быстрее споить население, получая максимальные доходы.  Водка производилась неочищенная, было множество отравлений,  что,  в конце концов,  привело к тому, что в 1858 году вначале в Виленской губернии, а потом еще в 14 губерниях поднялась волна выступлений населения  против   хозяев питейных заведений.  Православная церковь  поддержала движения за трезвость.  В 1858 году стали появляться первые церковные общества трезвости.  Среди крестьян Костромской, Саратовской, Пензенской, Владимирской и Тверской губерний возникло стихийное движение за трезвость.  10 августа   1959 года вышел Указ Святейшего Синода    «Живым примером собственной жизни и частым проповеданием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать  возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от потребления вина.»

В январе 1860 года  на территории   Удмуртии    под   влиянием  проповедей священника церкви    крестьяне       селе  Мостовое  Сарапульского  уезда  составили приговор об отказе от потребления алкоголя.  28 января в престольный праздник Феодосия  Тотемского      к  удивлению приехавшего в село журналиста  даже самые  закоренелые алкоголики отказывались от предложения употребить алкоголь.     При  церкви было создано    общество трезвости.   Газета «Вятские губернские ведомости» писала: « …Едва ли не самое пьяное село в губернии, в котором за праздник ранее пропивалось  более 600 рублей,  стало самым трезвым.»   Прошло несколько лет. В 1863 году откупная система продажи алкоголя в России была заменена акцизной.  Местным властям стало выгодно  повсеместно продавать  водку, так как налоги  от ее продажи давали до 36 процентов казны. Священникам запрещали читать проповеди о вреде алкоголя. Губерния вновь погрузилась в пьянство.

Новое трезвенное движение развернулось в России в 1885 – 1889 годах. 10 августа 1889 г. Святейший Синод издал Циркулярный Указ о разрешении священникам создавать  приходские общества  трезвости.  К 1912 году в России было около 2000 церковно-приходских обществ трезвости. Так в Сибири 96,4 процентов обществ трезвости были церковными.   Создавались такие общества трезвости и в Удмуртии.     В 1902 году  в  Вятской губернии  насчитывалось более 33 обществ трезвости.  Потребление алкогольной  продукции составляло 0,29 ведра на душу населения в год (3,13 л.а.а.)  В Сарапульском уезде  общества трезвости возникли в г. Сарапуле, в селах Каракулино, Гольянах, Шаркане, в городских поселках Ижевске и Воткинске. А также общества трезвости плоявились в Сюмсях, Вавоже. В Глазовском уезде общества трезвости действовали на территории с. Уни и в Омутнинском заводе. Общество трезвости могли учредить как духовные, так и светские лица.  Светские объединения,  как правило ставили цель  сократить потребление алкоголя среди своих членов, а церковные общества требовали полного отказа от спиртных изделий, за исключением таких случаев, как рекомендация врача или разрешение священника.  Перед вступлением в общество желающий стать членом такой организации давал обет воздержания перед иконой небесного покровителя общества, целовал крест и Евангелие.

Церковно-приходские и и светские общества трезвости,  искореняя  такой тяжелый социальный недуг, как алкоголизм, видели его причину  в неразвитости, малограмотности и необразованности, а также в отсутствии доступных культурных развлечений для большей части населения .  Таким образом, средствами борьбы против алкоголизма избирались просветительская деятельность и полезное времяпрепровождение, которые принимали следующие формы: 1) открытие библиотек и читален; «) проведение публичных лекций и народных чтений; 3) обучение церковному и светскому пению; 4) организация оркестров, спектаклей, концертов силами членов общества; 5) книжная торговля;  6) распространение брошюр и листовок антиалкогольного содержания; 7) открытие чайных и столовых без продажи спиртных изделий.    Церковные общества трезвости, как правило, исключали такие формы проведения досуга, как театральные представления, балы, маскарады и т.па. Доступ как в светские, так и в церковные общества трезвости был  довольно свободным. Исключения составляли производители алкогольной продукции, а также лица, подвергшиеся ограничению прав по суду, несовершеннолетние, низшие воинские чины и лица, состоявшие под  опекой за расточительность и под надзором сельских обществ.

Все члены общества делились на несколько категорий:  почетные,  действительные и соревнователи.  Почетного членства удостаивались крупные благотворители или именитые лица, положение которых позволяло способствовать развитию деятельности общества.  Также во многих организациях звание почетного члена можно было получить при условии выплаты ежегодного членского взноса, размер которого определялся уставом.  Например, в Гольянском обществе трезвости требовались ежегодные выплаты не менее 100 рублей.  Действительные члены должны были внести вступительный и ежегодный вступительные взносы.  В обществе трезвости требовалось выплачивать 1 рубль ежегодно  или 20 рублей единовременно В церковных обществах трезвости размер членского взноса   определялся уставом..  Почти во всех обществах неимущие члены могли быть  освобождены от выплаты взносов по решению руководящего органа общества.  Члены организации, относившиеся к категории соревнователей (сотрудников0 , участвовали в жизни организации, выполняя посильную  работу, содействующую целям общества. В некоторых организациях сотрудники платили небольшие членские взносы.

Для вступления в общества трезвости была необходима рекомендация одного из действительных членов , иногда требовалось согласие одного из учредителей организации, затем кандидатуру утверждало руководство объединения.   Согласно устава,  члены организаций должны были ограничить себя в употреблении спиртных изделий или полностью отказаться от этого.  Нарушение правил устава могло привести к исключению из общества трезвости. Финансовыми источниками организаций являлись членские взносы, благотворительные пожертвования, денежные сборы с публичных мероприятий.

Одной из самых активных трезвенных организаций показало себя Пантелеймоновское общество трезвости, возникшее на Воткинском заводе.  Организовал общество священник Благовещенского Собора Н.А. Чернышев  в 1892 году. О. Иоанн Кронштадтский оказал поддержку Воткинской организации, выслав икону  Божией Матери  «Всех скорбящих радости» и пожертвовал 100 рублей  на нужды общества трезвости.  Общество трезвости располагалось в большом двухэтажном здании, которое было построено на средства, собранные жителями завода и оценивалось в 5 тысяч рублей.   Чайная-столовая Воткинского общества трезвости пользовалась большой популярностью у средних и низших слоев населения.  Библиотека общества насчитывала 2456 книг, выписывалось 18 периодических изданий.  В 1904 году библиотеку посетило около 10 000  человек, большая часть читателей являлась выходцами из рабочей среды. К 1900 году членами Пантелеймоновского общества состояло около 400 человек.  Многие общества трезвости пытались предоставить возможность пользоваться услугами чайных-столовых беднейшим слоям населения. В заведениях Гольяновского и Сарапульского обществ  трезвости неимущие в голодный год могли  получить бесплатный обед.   Священника Николая Чернышева настолько любили жители г. Воткинска, что когда он шел домой из церкви, жители улиц, по которым он проходил, выстраивались вдоль дороги  и просили у него благословения.  В 1918 году  священник Николай Чернышев  и его дочь, восемнадцатилетняя дочь Варвара были расстреляны большевиками.  Они захоронены у Спасо-Преображенского храма г. Воткинска и в настоящее время к этой  могиле приходят  помолиться страждующие от  алкоголизма.

В г. Сарапуле  большую трезвенную деятельность вел   епископ священномученик Амвросий Гудко.  С  14 февраля  1914 года он назначается епископом Сарапульским  Вятской епархии.  Он организовал Елабужское и Сарапульское уездные общества трезвости,  являлся инициатором проведения праздников трезвости.   Будучи  горячо любимым паствой, он смело обличал пороки,  активно боролся с распространением сектантства.  По почину еп. Амвросия проводились миссионерские курсы для духовенства и мирян для более успешной борьбы с сектанством.  С началом войны с Германием он в своих многочисленных патриотических проповедях призывал к единству народа в борьбе с врагами Отечества.

Одну из проповедей сщмч.  Амвросия  Сарпапульского,  произнесенную при открытии Общества трезвости в Ижевском заводе, хочется повторять и в наши дни:

«   Многие умные, образованные и ученые люди говорят, что «лучшая учительница жизни – история.»  Нужно ли говорить вам,  сколько всяких других бедствий постигло нашу Родину?

Но самым страшным и грозным, самым ужасным бедствием для нашей Родины было и есть пьянство.  Не чума и холера, а именно пьянство и алкоголизм погубили больше всего  людей…»  Общественные организации по борьбе с алкоголизмом развернули активную нравственно-религиозную и просветительскую работу, пропагандируя трезвости здоровый трезвый образ жизни, направив свою  деятельность на искоренение пьянства. Организованные обществами публичные лекции и библиотеки-читальни  способствовали повышению уровня образования среди низших слоев населения, открывали глаза людей на проблемы алкоголизма и других пороков, готовили почвы для установления «Сухого  закона», который   был принят в России в 1914 году. Положительные последствия так называемого «Сухого закона», который продлился с 1914 года по 1925 года продолжались до 60-х годов и способствовали подъему народного хозяйства страны, победе в Великой Отечественной Войне, развитию науки и техники СССР, в результате чего наша страна стала лидером во многих областях, в том числе в космонавтике.

Но  безнравственная политика руководства СССР периода «застоя» привела к тому, что к 1980 году  потребление алкоголя выросло до 10, 8 литров а.а. в год и смертность от алкоголизма в стране выросла до 1 миллиона в год.   Лучшие люди страны   били в набат тревоги.   Писатели В.И. Белов,  П.П. Дудочкин , В. И. Распутин ,  И.В. Дроздов,        будили общественное мнение, ученый Г.А. Шичко создал уникальный метод спасения алкоголиков немедицинским путем,  хирург с мировым именем  Ф.Г. Углов  выступал за немедленное введение сухого закона в стране.

5 этап  нового трезвенного движения развернулся после знаменитой конференции в Дзержинске Горьковской области в 1981 году , когда после потрясающего своей суровой правдой научного доклада академика Ф.Г. Углова о последствиях алкоголизма для страны более половины делегатов конференции проголосовали за введение «сухого закона» в СССР.   Копии доклада академика  разошлись по стране и вызвали бурный подъем нового трезвенного движения.

В 1984 году в Ижевске в опорном пункте по адресу: ул. Коммунаров, 198 был создан клуб трезвости «Родник», который за 30 лет работы стал методическим клубом трезвости Удмуртии.

Учредителями клуба трезвости были участковый инспектор милиции Н.В. Январский, старшая по дому ул. Коммунаров , 175   Бухлова Алла Яковлевна, пенсионерка  Башарова  Ф.М.,  гармонист Безруких С.В,  балалаечник Панфилов А.Д., матери и жены лиц, страдающих от алкоголизма.    Деятельность клуба была разнообразной. Беседы, лекции, вечера отдыха, консультации…  В 1985 году после Указа о мерах преодоления алкоголизма к нашему клубу было привлечено внимание общественности, нас стали приглашать для выступлений на радио и телевидение. Было создано Всесоюзное общество борьбы за трезвость, но работа его была чисто формальной и люди, вступившие в него по разнарядке сверху, в основной своей массе считали, что можно употреблять алкоголь, главное, чтобы  не перепили.   Но самое главное, что могло способствовать  утверждению трезвости – клубы трезвости, где бы собирались люди, выбравшие для себя сознательную абсолютную трезвость,  никто не создавал.  Члены клуба «Родник»  пришли к выводу, что необходимо самим делать все возможное для того, чтобы создавать новые клубы и общества трезвости.      Поэтому мы делали все возможное для того, чтобы как можно больше  людей узнали о трезвости.   На одном из собраний клуба трезвости «Родник»  встал вопрос о том, что нужно спасать от алкоголизма талантливых музыкантов, гармонистов, гитаристов, балалаечников, которых  больше всего и спаивают на различных увеселительных мероприятиях.

Мы обратились к руководству  Дворца культуры    «Октябрь» с просьбой о помощи нам в проведении конкурса «Играй, гармонь!».   На объявление о конкурсе прибыло много талантливых гармонистов. Конкурсы гармонистов стали традиционными и любимыми населением республики, а мы получили  в клуб  новых гармонистов , таких как С.В. Безруких, В.А.  Агафонов и других.  Но мы не имели эффективных  методов помощи  страдающим от алкоголизма и курения. После каждого праздника кто-то из членов клуба «срывался», и мы понимали, что «ударить  по пьянке культурой и чаепитием»  мало.

В 1987 году в газете «Комсомольская правда»  была  опубликована статья «Рюмка подает в отставку»  о методе Г.А. Шичко,  с помощью которого бывший алкоголик второй стадии Ю.А. Соколов  за один год помог освободиться от алкогольной, табачной, наркотической зависимостей 980  человек.   После того, как мы познакомились с Ю.А. Соколовым и освоили метод Шичко, началась новая  волна  движения за трезвость в Удмуртии. Лишь за один год нами  была оказана помощь   более чем 1000 человек, которые на вечерних психолого-аналитических занятиях после работы смогли освободиться от алкоголизма и курения.

В клубе собиралось много людей. Были созданы новые клубы трезвости: в Ижевске, кроме клуба «Родник»,  клуб «Соратник» и клуб по системе П.К. Иванова, клубы в Сарапуле, Воткинске, в Глазове, в Селтах, в Можге были созданы два клуба трезвости. В основном создателями этих клубов были люди, закончившие курсы по методу Г.А. Шичко.  Метод Г.А.  Шичко требовал постоянного изучения и совершенствования методик работы с людьми. Мы собирали много материалов о методе, так как сам автор его Г.А. Шичко скончался в 1986 году и не успел завершить и опубликовать свой метод.  Большую помощь нам оказала вдова ученого Л.П. Шичко, его сестра В.Г. Шичко, брат ученого А.Г. Шичко,  близкий друг ученого писатель И.В. Дроздов. Этих прекрасных продолжателей дело ученого Г.А. Шичко мы приглашали на наши конференции в Ижевске. Совершенствовались методы работы с  зависимыми людьми, создавались новые клубы трезвости: в Селтах, в Алнашах, в Воткинске, в Глазове.

Как метод  реабилитации  нами был использован получивший широкую популярность метод закалки П.К. Иванова. На первых порах  реабилитации этот метод помогал нам. Ведь мы были почти все атеистами и материалистами, которые  не понимали слов о какой-то духовности, о том, что  одной из причин алкоголизма является греховность человека, угрызения совести, которые люди стремятся залить алкоголем.  Система Иванова подготавливала нас к духовности.  Но со временем мы стали замечать, что эту систему усиленно используют некие личности из Москвы и Украины для того, чтобы раздробить трезвенное движение, сделать из трезвенников самодовольных фанатиков, которые  сделали бы из системы Иванова новую религию. И лишь встречи и беседы с православными священниками, такими как о. Виктор Сергеев из Ижевска, о. Иоанн Бортников из Воткинска,  и другими привели часть членов нашего клуба к православию.    Каждое лето наши трезвенники отправлялись  в летний лагерь-слет на озера Челябинской области, чтобы за 7 -8 дней изучить опыт других клубов и обществ трезвости  страны.  На слетах мы изучили многие способы оздоровления людей, познакомились с такими прекрасными знатоками  традиционной русской культуры как С.В. Саблин и А.В. Кормильцев.  Александр Викторович Кормильцев стал почетным членом нашего клуба «Родник – трезвая семья» так как помог нам изучить многие танцы, песни, игры традиционной русской культуры для того, чтобы клуб трезвости стал  более дружным, чтобы здесь было интересно и молодым и пожилым.  На основе изучения традиционной русской культуры был создан новый клуб трезвости «Уральская артель» во главе с учеником А.В. Кормильцева   членом Совета общества русской  культуры И.В. Килиным.  В настоящее время  многие члены клуба трезвости посещают храмы г. Ижевска, где проводятся акафисты Пресвятой Богородице ради ее иконы «Неупиваемая чаша».  В ижевский клуб трезвости приезжают за опытом трезвенники из других городов и районных центров Удмуртии а также   из других регионов.

Почетными членами клуба «Родник – трезвая семья»  являются Ф.Г. Углов, хирург, академик, руководитель движения «За трезвую Россию»  г. Санкт-Петербург,  В.А. Михайлов, первый председатель Российского братства «Трезвение» г. Санкт-Петербург.Г.А. Шичко, ученый, основатель 5 этапа трезвенного движения России г. Санкт-Петербург, Л.П. Шичко, писательница, основатель 5 трезвенного движения страны, О.А. Поскребышев, поэт, писатель. г. Ижевск, Ф.М. Башарова, основатель клуба трезвости «Родник» г. Ижевск, А.Я.  Бухлова,  основатель клуба трезвости «Родник»,  А.Д. Панфилов, основатель клуба трезвости «Родник». , И.Н. Шакиров, преподаватель курсов по методу Шичко г. Ижевск,  Л.В. Есюнина, преподаватель курсов по методу Шичко г. Ижевск., В.С. Стольникова , председатель клуба трезвости «Кристалл» г. Первоуральск. Эти люди являются почетными членами клуба трезвости «Родник – трезвая семья» (посмертно)

Действительными почетными членами клуба трезвости «Родник – трезвая семья» являются   А.В. Кормильцев, руководитель молодежного трезвенного движения России. г. Первоуральск, В.И. Мелехин, председатель партии сухого закона России. Г. Первоуральск, В.И. Кутепов, председатель Всероссийского объединения трезвенников «Оптималист», г. Москва, В.Г. Жданов, председатель Российского Союза борьбы за народную трезвость, г. Москва. Г.И. Тарханов, 1-й зам. Председателя Российского СБНТ. Г. Абакан,  А.З. Морозова, активист трезвенного движения  Татарстана. Г. Нижнекамск, С.В. Саблин , активист трезвенного движения России г. Первоуральск, И.В. Дроздов, писатель,  А.Н. Маюров , президент Международной Академии Трезвости, г. Нижний Новгород, В.Н. Волков, ученый, активист трезвенного движения России, г. Киров,  Н.И. Гордина председатель регионального отделения СБНТ с. Гордино Кировской обл., И.П. Клименко, ученый, диакон. г. Москва, Р.Т. Галеев, ветеран трезвенного движения г. Можга,  В.И. Федотов, ветеран трезвенного движения  России,  владыка Виктор Сергеев, епископ Глазовский и Игринский, духовник трезвенного движения  «За трезвую Удмуртию» г. Глазов.

Более 10 тысяч человек освободились от алкоголизма, курения и других зависимостей благодаря клубу «Родник – трезвая семья» и используемому психологами  клуба  метода Г.А. Шичко.

Анализируя деятельность нашего клуба «Родник – трезвая семья» можно сказать, что:

  1. Клубы продолжают традиции трезвенного движения России.
  2. Клубы трезвости необходимы   для того, чтобы  люди, освободившиеся от вредных привычек,  могли обрести поддержку единомышленников.
  3. Клубы трезвости работают намного эффективнее, когда его члены имеют возможность духовного просвещения.
  4. Члены клубов трезвости должны оказывать помощь друг другу,  соблюдать прекрасные принципы, оставленные нам нашими учителями Г.А. Шичко и Ф.Г. Угловым: «Спешите делать  добро!», «Выбрался сам – помоги другому!», «Если не я, то кто же?»
  5. Клубы трезвости необходимы для того, чтобы при любой политике правительства  в отношении продажи алкоголя зависимые от алкоголя люди знали, что они всегда могут  получить   психологическую поддержку,   помощь и уверенность в правильном отношении к  любым ядам и наркотикам.

   Телефоны нашего клуба, который многие называют Школой радости и здоровья:

8-9120292535,   24-12-06;    Сопредседатель клуба    Николай Владимирович Январский ,

 30-01-12 – Алик Ахтамович  Салахутдинов

Из маленького  словаря трезвенника Г.А. Шичко

КЛУБ (англ. club – собираться вместе и др.) – «…собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении для беседы и увеселений… Клубист – член клуба» (В. Даль. «Толковый словарь»). Для наших дней более подходит такое определение: Клуб – добровольное объединение людей, периодически собирающихся для удовлетворения общих интересов. Существует много разнообразных клубов, все они делятся на официальные, полуофициальные и инициативные.

Официальные имеют свой устав, утвержденный, местным органом власти и работают под его руководством. Они создаются в соответствии с действующим «Положением о добровольных обществах и союзах», утвержденных ВЦИК и СНК 10.07.52. Для открытия добровольного общества, в том числе и клуба, необходимо следующее: разработка устава и подача заявления органу власти, например, горисполкому, с просьбой утвердить его. Рассмотрение устава производится в месячный срок, день утверждения считается днем создания организации к облечение ее правами юридического лица. Заявление должно быть подписано не менее чем 10 учредителями, каковыми могут быть лишь совершеннолетние. Устав пишется по установленной форме, в нем обязательно должен быть отображен определенный круг вопросов (задачи клуба, способы их решения, права и обязанности членов и т.п.).

Полуофициальные клубы создаются с разрешения местных руководителей: директоров заводов, председателей колхозов, главных врачей психоневрологических диспансеров и т.п. Устав не обязателен. В 1971 г. в Ленинграде при психоневрологическом диспансере был создан полуофициальный клуб благоразумия, который без лечения избавлял людей от алкоголизма, он имел свой устав. Многие официальные клубы трезвости страны на первых порах были полуофициальными.

Инициативные клубы – самая распространенная форма объединения людей по интересам. Они создаются по договоренности трех или нескольких добровольцев, причем ни устав, ни разрешения на деятельность не требуются. Например, в 1979-1980 гг. в Ленинграде действовал Клуб оптималистов, т.е. людей, стремящихся наилучшим и наиполезнейшим для общества образом организовать свою жизнь. Мы собирались по очереди на квартирах членов; приятно, весело и по-деловому проводили время. В 1980 г. редакция еженедельника «Ленинградский рабочий» пригласила нас продолжить работу в ее стенах. Так инициативный клуб превратился в полуофициальную организацию – Общественный совет по пропаганде трезвости, который и ныне действует. В контакте с ним работают два полуофициальных клуба трезвенников и два инициативных – оптимализма и взаимоотрезвления.

КЛУБЫ ПЬЮЩИХ – обычно небольшие добровольные объединения людей, периодически собирающихся для коллективного употребления спиртных напитков. Каждая компания, неоднократно совместно пиршествовавшая независимо от предлогов, представляет собой клуб пьющих. Существуют клубы случайно пьющих, пьяниц, алкоголиков и смешенные.

Это – инициативные клубы, отдельные из них имеют устав, письменно зафиксированный или устный. Такие клубы издавна создаются, остановимся на трех из них, действовавших в XVIII-XX вв.

В XVIII веке в Швеции К.М. Бельман основал орден Бахуса, в члены которого принимались добровольцы, подобранные городской стражей в состоянии опьянения не менее двух раз. Были разработаны пародийные церемонии, шествия и гербы. (К.М. Бельман. Песни Фредмана. Послания Фредмана. Л., 1982, с.5 – 6 и 150).

В 40-х годах XIX в. полтавские помещики организовали клуб пьющих под названием «Общество почемордия», члены которого в зависимости от степени пьянства имели определенные титулы и получали своеобразые ордена (З.Л. Гуревич, А.З. Зелевский. Алкоголизм. Х., 1930, с.17).

В 1928 г. в Москве был разоблачен клуб пьющих «Кабуки», в уставе которого сказано: «Общество создается на платформе общего пьянства и свободной любви»; «Членами общества являются лица, имеющие в деле пьянства и разврата «боевой стаж». Во главе клуба стояли ответственные профсоюзные работники, суд их строго наказал.

Наша страна покрыта густой сетью клубов пьющих, противостоят ей всего лишь десятки клубов трезвости, поэтому борьба оказывается неравной и малорезультативной. Клубы пьющих являются самыми противочеловеческими, самыми вредными и самыми опасными. В них новички приобщаются к спиртному, а нередко к разврату и к преступлениям, становятся пьяницами и алкоголиками, деградируют физически и интеллектуально, некоторые обретают инвалидность, а отдельные гибнут от опоя, в пьяных драках и т.п. Горестная участь членов клуба «Шелковник» показана, например, в повести Л. Семина и Г. Шичко «Горбатый стакан» («Аврора», 1971, № 7и 8).

Клубы пьющих являются рассадниками горя, бед, зла, они не имеют морального права на существование.

КЛУБЫ ТРЕЗВОСТИ – объединения добровольцев для совместного распространения трезвости. Первая организация трезвости появилась в 1808 г. в штате Нью-Йорк, а в России – в 1858. До революции и в 1928 – 1932 гг. действовало большое количество объединений трезвенников, в настоящее время их в СССР всего лишь несколько десятков, но, несмотря на это, они проводят заметную работу.

Клубы трезвости являются самыми гуманными, самыми полезными и перспективными общественными организациями. В зависимости от целей, их можно разделить на клубы взаимоотрезвления, отрезвления, взаимной поддержки, пропаганды трезвости и смешанные.

Клубы взаимоотрезвления состоят из алкоголиков, которые путем совместных занятий помогают друг другу стать трезвенниками. Членами клуба отрезвления являются трезвенники, основная цель состоит в том, чтобы собственными немедицинскими средствами избавлять людей от алкоголизма. Алкоголики принимаются в клуб претендентами, после оправдания надежд переводятся в кандидаты, а затем – в члены. Таким был, например, Ленинградский клуб благоразумия, действовавший в 197I – 1975 гг. Клубы взаимной поддержки иначе называются клубами бивших пациентов, членами их являются алкоголики, прошедшие курс наркологического лечения. Их общая цель – помогать товарищам воздерживаться от употребления спиртного. Клубы пропаганды трезвости состоят из трезвенников, которые доступными им средствами распространяют трезвость путем выступлений в печати и по радио, чтения лекций, бесед и т.п. Смешанные клубы преследуют не одну цель, а две и более.

Члены клубов трезвости приносят большую пользу обществу, они, как правило, являются высоко моральными, гуманными и патриотически настроенными людьми.

Как работают сельские клубы трезвости в Удмуртии

Клуб трезвости «Надежда»  из Гурезь-Пудги – это добровольное общество людей, навсегда отказавшихся от употребления алкоголя. В планы клуба входит в первую очередь  пропаганда трезвого здорового образа жизни. Здесь на деле демонстрируют преимущества и привлекательность доброго безалкогольного собрания единомышленников.   Клуб «Надежда» начал свою работу  в ноябре 2015 года.  Целью нашего клуба являлось также решение задач духовно-нравственного патриотического воспитания детей, молодежи и работающего населения.

На первые встречи собиралось по 9-12 человек. Каждый из этих членов клуба проводил работу у себя на работе и по месту жительства, благодаря чему нас становилось все больше и больше.

В январе 2016 года к нам приехал для проведения занятий по избавлению от алкоголизма и курения  жителей деревни профессор Январский Н.В., который в течение двух недель читал лекции в организациях и школах, а вечерами проводил занятия с зависимыми от алкоголя людьми. После занятий по методу Г.А. Шичко мы стали собираться каждую пятницу. Смотрели антиалкогольные и воспитательные фильмы, учились, как пропагандировать,  утверждать  трезвый  образ жизни. На каждую встречу один из членов клуба делал доклад на заранее выбранную нами тему, потом все вместе беседовали на эту тему, делали для себя выводы. Каждая наша встреча заканчивалась чаепитием.

Много нам помогал Попов А.Н., депутат  Вавожского районного Совета. Приезжал к нам на встречи, привозил газеты, поддерживал нас в наших трезвенных делах. Мы первыми в деревне начали заниматься скандинавской ходьбой, после чего к нам стало приходить еще больше народу. Клуб также  постоянно работает с подростками 11-16 лет. Этот возраст называют «обрезанием второй пуповины» – идёт становление суверенной личности.  Все это берётся во внимание, при  работе с подростками. Подростковый клуб мы назвали «Здоровье». В клубе ребята получают информацию, как определить степень зависимости от наркотиков, как  помочь друзьям избавиться от вредной зависимости, учатся, как справляться с трудными ситуациями. Проводились такие мероприятия, как «Мир без наркотического дыма», «Противостоять давлению», «Хороший мальчик». Подростки учатся выходу из компьютерной зависимости, оказанию взаимопомощи и развитию творческого потенциала.  Клубы умело сочетают в своей работе сохранение традиций и развитие  нового. Самое главное быть необходимым для людей.

Совет клуба трезвости «Надежда»

КЛУБ ТРЕЗВОСТИ  «ЗАДОРИНКА»   МО села Новогорское ГРАХОВСКОГО района

В  2015 году   Администрация МО  с. Новогорское, женсовет и другие общественные организации приняли решение участвовать в  республиканском проекте «Трезвое село».

Прослушав двухнедельный курс лекций по методу Г.А. Шичко актив села принял решение 23 сентября 2015 года организовать клуб трезвости «Задоринка». Коллектив из 17 человек принял решение жить трезво и интересно. Сочинили гимн клуба на мотив песни «Я люблю тебя жизнь». Заканчивается этот гимн словами:

« Ты не будешь жалеть

Сил и времени ради успеха

Мир наш должен звенеть

От веселого детского смеха».

Собираемся мы зимой еженедельно, а летом один раз в месяц. Активисты клуба заводилы во всех делах села, участвуют во всех мероприятиях учреждений культуры, в спортивных состязаниях, помогают школе в озеленении села. Проведено 44 заседаний клуба. Был разработан план «Мы за здоровый образ жизни». Проводились беседы по здоровому образу жизни, по рациональному оздоровительному питанию. Название бесед « Рецепты здоровья и долголетия», «Назначение микроэлементов в жизни человека», «Зеленый стадион здоровья», «Фитотерапия – народное здоровье». Принимали участие в районных спортивных соревнованиях: «День здоровья», «Закрытие лыжного сезона», «Веселые старты», «Меткий стрелок». Во всех районных соревнованиях занимаем призовые места.  Проводится  работа с алкоголезависимыми людьми. Проводились видеолекции о роди мужа и жены, о счастливых семейных отношениях.  Было задействовано 48 человек. Для старшеклассников был проведен классный час «Оглядись вокруг». Были обсуждения фильмов  «Здоровая Россия – общее дело», «Правда о табаке», «Технология спаивания». Проводились  литературно-музыкальные вечера «Осенний листопад», «Веселый девичник», «Масленица», «Праздник для пожилых людей», частушечный конкурс среди деревень муниципального образования.

Составлен план трезвенных  мероприятий на 2017 год. Среди пунктов этого плана – двухлетний юбилей клуба задоринка с приглашением кандидата исторических наук С.В. Королёва, уроженца села Новогорское,  и руководителя движения «За трезвую Удмуртию»  Н.В. Январского. (Совет клуба «Задоринка»)

Самое главное – возрождение сёл и деревень

Подводятся итоги ежегодного конкурса- республиканского проекта проекта  «Трезвое село», проводимого в Удмуртии по инициативе Союза женщин. Одним из  претендентов  на призовое место является  Светлянское Муниципальное образование  Воткинского района, где глава Вострокнутова Зинаида Анатольевна. Здесь прекрасные показатели по сокращению смертности населения. Если в 2015 году смертность составляла 8,9 человек на тысячу, то в 2016 году  6,39. Оказывается, активная общественная деятельность влияет на продолжительность жизни, что установили ученые, а в Светлянском муниципальном образовании это подтверждают на практике.  Здесь активны и женсоветы и общество инвалидов и Совет молодежи и спорта и клуб трезвости и еще ряд общественных образований. Местное духовенство также активно приветствует все трезвенные интересные начинания.

Приход храма святых Петра и Павла играет огромную роль в воспитании людей.  Проводится ежегодный региональный фестиваль «Русь дружинная», благодаря чему восстанавливается историческая память славного  прошлого Руси.   Клуб трезвости возглавляет молодой депутат Савин А.Л.  Он был инициатором крестного хода к святому целебному роднику. Приглашаются на духовные мероприятия молодые активисты из движения «Православная молодёжь Удмуртии».    Главный врач Светлянской больницы Тимирханов Д.Р. читает в школе антиалкогольные лекции.  Но самое важное в селе Светлой предприниматель Седых Игорь Петрович принял решение не продавать алкоголь, включая пиво, а также не продавать табак. Но оставался еще местный продавец    фунфыриков, который днём и ночью  продавал эту наркотическую отраву зависимым от алкоголя. Пришлось активистам несколько раз поговорить с ним, сходить к нему домой, чтобы и он принял решение перестать продавать наркотический яд.   Играются в селе трезвые свадьбы, выпускные вечера проводятся без пива и прочего коварного зелья.   Не сразу, но постепенно хорошеют трезвеющие деревни и сёла.    ( Из материалов  Республиканского проекта «Трезвое село»)

КОНКУРС

Используя положительный опыт села Светлая Воткинского района по прекращению продажи алкоголя Региональное общественное движение «За трезвую Удмуртию»  решило объявить конкурс на лучшие формы работы по прекращению продажи  алкоголя в сельской местности.  Муниципальные образования, добившиеся лучших показателей, награждаются бесплатной подпиской на газеты «С любовью к жизни»  и «Оптималист – Оптимист», а также им предоставляется возможность благотворительного (без оплаты) освобождения жителей сел и деревень от алкогольной и табачной зависимости  при помощи Ижевской школы здоровья и трезвения. Начало действия конкурса с 21 апреля 2017 года – начала работы конференции «Практическая деятельность обществ и клубов трезвости». г. Ижевск.   Телефон оргкомитета конкурса:  8-9120292535

Сопредседатель  регионального общественного движения «За трезвую Удмуртию»
Н.В. Январский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  +  14  =  23