Трезвость и ислам

Ислам, пожалуй, — единственная из мировых религий, где активно и громогласно провозглашается абсолютный запрет на упо­требление дурманящих веществ вообще и алкоголя в частности. Некоторым кажется, что это пережиток тех времён, когда люди ещё не знали современных алкогольных изделий и «культуры питья», или же, что этот запрет является насилием над людьми. Другим же это кажется идеальным решением алкогольных проблем, и они требуют немедленного введения «сухого закона» по примеру ряда мусульманских стран. И тех и других объединяет незнание того, как и почему в исламе алкоголь запрещён.

Одним из основополагающих объяснений запрета употребления алкоголя и дурманящих веществ в исламе является потеря адекват­ного мышления. Аллах наделил человека разумом, чтобы он с его помощью мог отличать полезное от вредного, усвоил божественные законы, понял, почему прекрасное является прекрасным, а безоб­разное — безобразным, отличал порочные поступки от хороших. Выпивая какое-либо количество алкоголя, человек изменяет своё сознание, теряет разум.

Запрет употребления алкоголя в исламе не был озвучен одно­моментно. Сам запрет основывается на аятах из Священного Корана и хадисах.

Доподлинно известно о широком распространении производ­ства вина арабскими племенами в доисламский период — вино почиталось, восхвалялось и употреблялось в больших количествах. Спиртные изделия считались источником веселья, благодушия, до­брой пищей и непременным средством для поддержания крепкого здоровья.
Свою миссию пророк Мухаммад начал с проповеди веры в единого Бога.

Все остальные положения мусульманской доктрины о дозволенном и запретном, в т. ч. и об алкоголе, сложились позднее. Поэтапно в Священном Коране были ниспосланы Создателем аяты (стихи) о запрете спиртного. В новообразованной исламской общине преодоление пьянства произошло не сразу.

Первым аятом, упоминающем о вине был:

«Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: „В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы…”» («Корова», 219).

Действительно, есть масса современных исследований, которые настаивают на некоторых полезных для здоровья свойствах вина и других алкогольных «напитков». Возможно, но отрицательных сто­рон употребления алкоголя намного больше, все они неопровержимо доказаны и перечёркивают положительные.

«Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих» («Пчёлы», 67).

То есть из одних и тех же даров природы человек может извлечь и пользу, и вред.

После этого аята многие мусульмане отказались от алкоголя, но, конечно, остались и такие, кто ухватились за слова о пользе вина и продолжали употреблять его. Многие только что принявшие Ислам арабы пытались убедить пророка, что они сами пьют спиртное и дают его другим только как лекарство. Пророк же, возражая, подчёркивал:

« Это — не лекарство. Оно само — причина болезней и нера­сположения духа».

Следующее предписание было ниспослано после того, как один из подвижников, будучи в состоянии опьянения, цитируя Священный Коран в своей молитве сделал ошибки, которые искажали его смысл.

«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что прои­зносите…» («Женщины», 43).

Прежде чем был объявлен запрет на все опьяняющие средства, стало по крайней мере неприличным, неподобающим для мусуль­манина вставать на молитву в таком состоянии. Поскольку именно молитва (намаз) является единственной возможностью и привиле­гией, позволяющей, сконцентрировав все свои мысли, намерения и духовные силы, обратиться к Всевышнему с глубочайшим благого­вением и почтением.

Результатом этого явился конфликт между новым предписани­ем и устоявшимся обычаем арабов пить с утра и ранним вечером, что ещё более уменьшило употребление алкоголя.

А затем последний удар по вину был нанесён во время пира, в котором участвовали мекканцы и мединцы, где подавалось спирт­ное. Напившись, они стали похваляться друг перед другом, а потом затеяли драку, используя в качестве оружия обглоданные кости со стола.

Когда они опомнились, а эффект опьянения уже прошёл, то устыдились содеянного, чувствуя себя виноватыми и грешными. И в тот момент была ниспослана сура Корана, провозгласившая, что азартные игры и спиртные изделия отныне навсегда запрещены для всех мусульман.

« О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и га­дальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сто­ронитесь же её, — быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвра­тить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» («Трапеза», 90—91).

Кроме того, существует множество хадисов, в которых данный запрет разъясняется.

Запрещено не только в любом объёме употреблять алкоголь, но и продавать, дарить, производить, разливать, перевозить и достав­лять, садиться за стол, за которым распивают спиртные изделия — т. е. способствовать греховному и/или соучаствовать в грехе.

«…Помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде…» («Трапеза», 2).

На данный момент в мире насчитывается более 1,5 млрд, при­верженцев ислама. Ислам как религия существует более 14 веков. Почти столько же — запрет на употребление алкоголя. Таким обра­зом, можно сделать вывод, что ислам, с позиций борьбы за трезвый образ жизни, проводит наиболее успешную и продолжительную ан­тиалкогольную кампанию.

Автор статьи: Сейтмурат Эльдарович Фариков

 

 

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Тимофей Валентинов

3
Только трезвые спасут Россию ©
flagРоссия. Город: Санкт-Петербург
Комментарии: 19Публикации: 176Регистрация: 02-10-2015
2 комментария

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.